Скорочтение для детей: упражнения и теория быстрочтения

Скорочтение для детей: упражнения и теория быстрочтения

10.01.2022 Выкл. Автор nikto232

Возрастные особенности дошкольников

Детсадовцы после 5 лет очень активные, подвижные, любознательные. Они стремительно взрослеют, умнеют, развиваются физически и психически.
При подготовке к школе, обучению чтению по слогам родителям, педагогам стоит обратить внимание на следующие возрастные особенности малышей 4-7 лет:

  • Основная потребность детсадовцев — общение, игры. Дети задают много вопросов взрослым, себе, сверстникам. Учатся, играя.
  • Ведущая психическая функция — воображение, фантазия. Это помогает проявить творческий потенциал.
  • Эмоции, впечатления, положительный опыт важны для дальнейшего развития, желания продолжать деятельность. Детсадовцу 5-7 лет необходимы похвала, поддержка, отсутствие сравнения с другими детьми.
  • Активно развиваются познавательные процессы: внимание, память. Запомнить и проанализировать в 5-7 лет дошкольники могут большое количество информации. Но давать ее нужно дозировано, стараясь не перегрузить детский мозг на одном уроке.
  • Речь становится более развитой. В 5 лет малыш говорит сложными предложениями, может подобрать несколько синонимов к одному слову, знает много стихов, загадок, несколько сказок наизусть.
  • Детсадовец хочет познавать новое и учиться. Малыша подстегивает любопытство, его интересует все новое, неизвестное.

Дошкольник

Учитывайте возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, выбирая тексты для чтения. В этом случае обучающие занятия будут более эффективными.

Учим читать: готов ли ребенок обучаться чтению?

По мнению психологов, лучший возраст для обучения чтению – от 4,5 до 6 лет. На практике научиться читать ребенок стремится в возрасте 5 лет. Стоит помнить, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии, и если вы не укладываетесь в общепринятые сроки, это говорит только о том, что процесс обучения следует немного отложить.

Существует целый ряд факторов, говорящих о том, готов ли ребенок в данный момент осваивать процесс чтения. Вот самые важные из них:

  • Нет проблем с произношением – у ребенка соблюден правильный темп и ритм речи, поставлены все звуки;
  • Нет проблем со слухом – ребенок не переспрашивает по многу раз, не коверкает простые в произношении слова;
  • Достаточное владение речью – богатый словарный запас, умение строить фразы и понятно для окружающих выражать свои мысли;
  • Развитый фонематический слух – ребенок может свободно различать звуки речи, воспроизводить услышанные звуки, называть первый/последний звук в слове;
  • Свободная ориентация в пространстве – ребенок четко знает понятия право/лево и верх/низ.

Внимательно наблюдая за ребенком, вы заметите момент, когда ему станет интересно складывать буквы в слова. Знакомые символы на вывесках магазинов чадо будет показывать маме и папе, а однажды попытается прочесть целиком. Разумеется, в свои первые попытки кроха наверняка прочтет слово неправильно, но это не страшно – это говорит о том, что его мозг созрел для усвоения нового навыка.

как научить ребенка читать в домашних условиях

С чего начинать обучение скорочтению?

Говоря о классическом приеме скорочтения, подчеркнем, что основа в нем – это полный отказ от внутреннего проговаривания. Такая методика не годится для младших школьников. Начинать ее следует не раньше 10-12 лет. До этого возраста дети лучше усваивают информацию, которая считывается на той же скорости, что при говорении.

Родители и педагоги все же могут почерпнуть для себя ряд полезных принципов и приемов, которые входят в эту методику. Детский мозг в возрасте 5-7 лет имеет все возможности для полноценного раскрытия и совершенствования – об этом говорят многие педагоги маститых школ: Зайцева, Монтессори и Глена Домана. Все эти школы начинают обучать детей чтению именно в этом возрасте (около 6 лет), лишь одна известная всему миру Вальдорфская школа начинает процесс немного позже.

Об одном факте мнение сходится у всех учителей: обучение чтению – процесс добровольный. Нельзя заставлять ребенка читать против его воли. Помочь малышу найти в себе внутренние силы для освоения нового навыка родители могут путем использования игр.

Методики

Какова же наиболее хорошая и эффективная методика обучения чтению? На этот счет существует немало мнений, выдвигается масса аргументов в пользу тех или иных методологических разработок и подходов. Большинство специалистов склоняются к тому, что первое, с чего следует начинать чтение по слогам – использовать букварь для обучения чтению или кубики, где буквы и слоги сопровождаются красочными изображениями.

Чтение по складам

Ребенку нужно выучить гласные. Закрепить их основательно. Затем переходите к осваиванию согласных, одновременно присоединяя к ним певучие звуки для прочтения.

При прочтении слово делится не на слоги , а на склады. Например, ЧА-Ш-КА. Каждый согласный отвечает за один склад.

Традиционная методика с азбукой и букварём

Традиционная методика с азбукой и букварём

Классический, но не самый быстрый путь, которым пользуются как педагоги в дошкольных учреждениях, так и учителя в школе. Сперва ребёнка учат различать и произносить звуки и буквы, потом – объединять звуки в слоги, а после – слоги в целые слова. Такой способ требует усидчивости от малыша и терпения от взрослого.

Главные инструменты обучения – азбука и букварь. Эти книги часто путают, а между тем азбука не учит читать. Она помогает запоминать буквы посредством использования так называемых мнемонических картинок: на страничке с буквой А рисуют арбуз или аиста, рядом с Б – барабан, а рядом с Ю – юлу.

Букварь же, в отличие от азбуки, обучает детей соединять звуки в слоги и так далее. Сегодня можно выбрать один из нескольких авторских букварей. По учебникам О. Соболевой, Н. Бетеньковой, В. Горецкого, Н. Павловой, Д. Фонина занимаются тысячи детсадовцев и младших школьников.

Но всё же особой (и заслуженной) популярностью пользуется букварь Надежды Жуковой. Автор очень доходчиво и понятно объясняет сложный для малыша момент в обучении чтению: как «превратить» буквы в слоги. Если всё делать правильно, по методике, то через некоторое время ребёнок поймёт, что читать нужно па-па, а не пэ-а-пэ-а.

Плюсы:

  • классический метод, на котором воспитывались и воспитываются миллионы детей в России;
  • очень хорошие методические материалы (азбуки и буквари), которыми легко пользоваться как педагогам, так и родителям;
  • ребёнок обучается дома правильному методу чтения – от звуков – словам и предложениям.

Минусы:

  • если вы задаётесь вопросом, как научить ребенка читать в 2 года, то эта методика не для вас. Она требует определённого уровня речевой и психологической готовности;
  • это больше учебная, а не игровая методика, поэтому «развлекательные» моменты родителям придётся включать в процесс самостоятельно.

Кубики Зайцева

Кубики Зайцева

Если при работе с букварём дети постепенно идут от букв к слогам, то техника Зайцева предполагает принципиально иной подход. Вниманию ребёнка представлены 52 кубика с изображёнными на них складами. Это сочетания согласной и гласной буквы, согласной и твердого либо мягкого знака.

Каждый кубик имеет определённую величину, цвет и звучание. Например, кубы с деревянным наполнением означают глухие согласные, а с металлическим – звонкие. На больших размещены твёрдые склады, на элементах поменьше – мягкие. Всё сделано для того, чтобы ребёнок вместе со складами активно запоминал и их значимые характеристики.

В набор включены таблички со складами, которые взрослые должны пропевать (не проговаривать, а именно пропевать). Так образовательный процесс проходит намного быстрее и эффективнее. В частности, за подобную игровую окраску многие родители и полюбили методику раннего развития и обучения чтения Зайцева.

Плюсы:

  • игровой характер занятий;
  • принципиально новый подход к обучению чтения;
  • техника не привязана к возрасту, можно заниматься с детьми трёх лет и старше;
  • быстрое овладение навыком чтения;
  • приятный «бонус» в виде развития музыкального слуха и тонкой моторики.

Минусы:

  • ребёнок «проглатывает» окончания слов;
  • могут быть трудности с пониманием фонетического состава слов, разбора по звукам;
  • в школе ребёнка продолжат учить чтению по традиционной методике.

Методика Воскобовича

Методика Воскобовича

Вячеслав Воскобович – питерский разработчик огромного количества развивающих пособий и игр. Учить ребенка читать он предлагает посредством двух техник: карточек «Складушек» и кубиков «Теремков». Карточки представляют собой переработанную версию метода Н. Зайцева. На 21 картинке изображены склады с симпатичными иллюстрациями. Такая методика актуальна для обучения детей с трёх лет, им понравится рассматривать картинки и произносить слова по складам.

Если вы не знаете, как научить ребенка чтению уже в 2 года, то обратите внимание на «Теремки». Они включают 12 деревянных кубов с согласными буквами и 12 кубов из картона с гласными буквами. Первоначально малыш изучает алфавит, потом складывает слоги, а уже затем – слова. К примеру, к теремку с буквой Д добавляются кубики с буквами О и М. В итоге получается слово «дом». В набор входит также подробное методическое пособие с вариантами игр.

Плюсы:

  • возможность обучения уже с 2-летнего возраста;
  • игровая форма проведения занятий;
  • быстрое овладение навыком чтения;
  • параллельное развитие тонкой моторики.

Минусы:

  • могут быть трудности с пониманием фонетического состава слов, разбора по звукам;
  • в школе ребёнка продолжат учить чтению по традиционной методике;
  • пособия и игры – довольно дорогое удовольствие.

Карточки Домана

Карточки Домана

Первоначально методика американского доктора была разработана для занятий с «проблемными» детьми. Как оказалось впоследствии, многие малыши с поражениями ЦНС смогли догнать своих здоровых ровесников по уровню умственного развития. После этого автор адоптировал технику под среднестатистических детей.

В основе методики – демонстрация карточек с изображениями, когда ребёнок видит целиком всё слово и запоминает его. В этом главное её отличие от других программ, где подразумевается плавный переход от букв/звуков к слогам, складам и словам. Заниматься можно с младенческого возраста.

У данной образовательной программы есть как сторонники, так и противники. К числу последних относятся многие психологи и нейрофизиологи, которые утверждают, что карточки Домана направлены не на целенаправленное обучение чтению, а на зазубривание визуальных образов слов. То есть малыш механически запоминает объекты, а не познаёт активно окружающий мир.

Плюсы:

  • возможность обучение буквально с пелёнок;
  • параллельное развитие памяти;
  • довольно просто заниматься;
  • дидактические материалы можно изготовить самостоятельно.

Минусы:

  • пассивность малыша в образовательном процессе;
  • ребёнок не осуществляет анализ текста и не умеет делить слова на составные части;
  • сам процесс детям быстро надоедает;
  • придётся делать очень много карточек.

Методика Чаплыгина

Методика Чаплыгина

Автор – Евгений Чаплыгин, педагог со стажем и многодетный отец – взял за основу идею Льва Толстого обучать детей чтению с помощью складов. Техника также схожа с методом Николая Зайцева, по которой Евгений Васильевич учил своего младшего сына. Однако первоисточник показался педагогу чрезмерно сложной, поэтому он упростил программу и сократил количество методического материала.

В итоге пособие Чаплыгина состоит из 10 кубов и 10 вращающихся блоков. Каждый подвижный элемент, в свою очередь, состоит из двух частей – согласной и гласной. Цель малыша – прокрутить кубики и отыскать нужную пару. Смысл игры (а это именно игровые занятия) дети улавливают довольно быстро, поэтому со временем начинают самостоятельно обучаться. Что не может не радовать родителей.

Методика рекомендована для занятий с детьми старше трёх лет. Автор даёт смелое обещание, что ребёнок начнёт читать уже после нескольких совместных игр. Однако тут всё индивидуально: одни малыши быстро понимают суть манипуляций и активно возятся с динамическими кубиками, другим же нужно намного больше времени на усвоение новых знаний и навыков.

Плюсы:

  • можно заниматься уже с трёх лет;
  • упрощенный вариант методики Зайцева;
  • игровая форма занятий;
  • готовый комплект из дидактического материала и пособия.

Минусы:

  • дорого (комплект влетит в копеечку);
  • не подойдёт, если у ребёнка есть логопедические проблемы;
  • не все дети в восторге от игр с кубиками (правда, тут играет роль педагогический талант мамы и её желание учить ребёнка чтению).

Слоговая таблица

Это вспомогательный методический материал, необходимый для обучению скорочтению и прививания навыка хорошего ритма усваивания информации. Слоговая таблица представляет собой столбцы из гласных и согласных звуков.

Пользоваться ее можно сразу после изучения новой фонемы. Например, дошкольник усвоил букву Н. может сразу приступать к прочтения слогов с этой согласной. Во время занятий малыш усвоит, что такое открытый слог, как формируются слоги, слова. Если читать слоги из таблицы регулярно, то увеличивается темп и ритм чтения, автоматизируется грамотность.

Слоговая таблица

Метод чтения по слогам Елены Бахтиной

Авторская методика построена на слоговом чтении. Ребенку предлагаются карточки с сочетаниями букв. Ученик должен читать их бегло, узнавать автоматически. Затем можно приступать к словосложению и текстам.

Для удобства запоминания буквы на карточках окрашены в разные цвета: синий — согласные, красный — гласные, ь, ъ — черные. Сначала читайте открытые, а затем закрытые слоги. Сочетания гласных с шипящими оставьте на последний этап, они гораздо сложнее в произношении.

На заметку! Книги, обучающие комплекты не нужно искать в магазине. Закажите их в интернете. Там же можно почитать отзывы родителей, методистов центров раннего развития о практическом опыте использования каждой программы.

Сравнение методик

Сравнительная таблица популярный методик обучения чтению.

Метод Преимущества для домашнего использования Недостатки для домашнего обучения

Карточки Домана Можно заниматься с младенчества. Нет необходимости получать дополнительное образование, навыки преподавания.
Занятия проводятся ежедневно, без специальной подготовки родителей и детей.
Метод основан на фотопамяти. Учить малыша читать в будущем придется более классическим способом.
Кубики Зайцева Подходит для гиперактивных малышей. Первые уроки можно проводить в раннем возрасте, после того, как ребенок научится сидеть.
Методика соединяет в себе развитие моторики, речевого аппарата, грамотности, фонематического слуха.
Методика более эффективна при занятиях в группе.
Чтение по слогам Простая методика, известная всем родителям, бабушкам и дедушкам. Усваивается дошкольника легко, не требует дополнительной литературы, оборудования. Для уроков подойдут рукотворные карточки, тетрадь и ручка. Считается универсальной методикой, лучшей для русской школы и занятий дома.
Чтение по складам Легко усваивается детьми в игровой и серьезной форме. Скорее всего малышу придется переучиваться в школе, поскольку чтение довольно медленное.
Методика Жуковой Выделяется звук, а не слог. Психика ребенка подготовлена к такому методу лучше. Букварь иллюстрирован яркими картинками, ребенку заниматься с такой книгой интересно.
Жукова не советует торопить ребенка в обучении чтению, переход к сложным заданиям очень мягкий, неспешный.
Родители должны следить за регулярностью занятий. Перед началом уроков по азбуке Жуковой нужно познакомить малыша с алфавитом.

Игры

Обучения в игре считается самыми эффективным. Не жалейте времени на обучающее развлечение дошкольников, забудьте о скучных уроках, тогда добьетесь успеха быстрее.

Игры на умение складывать слоги

  • Собери слово. Перед дошкольником разложены слоги на карточках. Задача: собрать слова, одно или несколько.
  • Отгадай загадку. Перед малышом лежит дорожка из слов, среди них нужно найти загаданное.
  • Слово в слове. Ребенку предлагается длинное слово, из 12-15 букв. Из него нужно составить слова поменьше.
  • Игры ходилки. Приготовьте игровой поле сами. В пустые клетки впишите буквы. При хождении фишки ребенок почитывает звуки, складывая их в слоги.

Игра-ходилка с буквами

«Живые буквы»

Видеть и читать буквы — интересно, брать буквы в руки — еще интереснее! Не ограничивайтесь карточками и кубиками, создавайте буквы вместе с ребенком: лепите их из пластилина, вырезайте из бумаги, выкладывайте из теста буквы-печеньки.

Игры на изучение букв

  • Рисуем буквы, разукрашиваем, лепим.
    Используйте раскраски, готовьте трафареты сами.
  • Пазлы. Собираем буквы из частей. Пазлы изготовьте сами и разрежьте на крупные куски или купите дидактический материал в магазине.
  • Мемори. На маленьких листочках запишите буквы. Разложите карточки на столе. Дайте малышу запомнить, потом переверните. Пусть ищет нужную букву по образцу.
  • Пишем на песке, манке. Приписывание букв на сыпучем материала тренирует память, моторику одновременно.

Лепим буквы

«Тайные письма»

Попробуйте писать ребенку письма от имени его любимого персонажа или игрушки, чтобы ему захотелось на них ответить. Можно приобрести в книжном и готовые материалы для таких писем.

развивающие игры и задания для детей

Пример: блокнот «Я научу тебя читать» с письмами гномика Гоши.

Настольные игры

Карточки с буквами, слогами и словами — это занимательно, но ещё сильнее ребенка увлекают развивающие настольные игры на чтение, в которые интересно играть в компании. Для начала можно рассмотреть такие настольные игры, как «Зверобуквы» и «Читай-хватай».

На развитие навыка чтения

  • Звуки по кругу. Детям нужно придумать слова, которые начинаются на последнюю букву предыдущего слова. Например, окнО-ОсА-Альбом и т.д.
  • Чтение со взрослыми. Книга кладется на столе, чтобы текст был виден родителю и малышу. Когда читает один, второй следит. Прерывайтесь неожиданно, просите продолжить. Развивается внимание, зрительная память.
  • Ищем ошибку. Родители дают малышу текст с ошибками с ловах. Например, КоСа съела всю траву на поле. Сол(Ь) просыпали на стол. Задача ребенка найти и справить ошибку во время чтения.
  • Кто говорит? Пригодятся ирушки-зверушки, чистые листочки. Вместе с ребенком подпишите карточки: Мее, Хрю, Му и т.д. Пуст подставит к игрушкам нужный слог и прочитает.

Игра с буквами

Упражнения

  • Чтение “Буксиром”

Малыш читает вслед за родителем в полголоса, отставая на 1-2 слога, слова. Темп увеличивается постепенно.

  • Делим на слоги

Игра проводится в устной форме или письменной. Начинайте с простых слов, постепенно переходите к боле сложным.

  • Догоняем букву

М……….,А, С…………….О Малыш должен тянуть пальчиком по дорожке, проговаривая звуки.

  • Как буквы подружились

Рисуйте буквы и тяните у них ручки друг к другу. Можно использовать простые арифметические схемы С+О=СО.

  • Что лишнее?

Из написанных по слогам слов на листе нужно вычеркнуть ненужное. Например, яблоко, груша, помидор.

Книги по теме

Без книг, сборников с текстами при обучении чтению в домашних условиях никак не обойтись. Обратите внимание на следующую подборку полезных пособий.

Узорова О. В., Нефедова Е. А. «100 познавательных текстов для обучения детей чтению»

Сборник текстов подходит для подготовки шестилетних–семилетних детей к школе. Учебный материал сопровождается занимательными заданиями, упражнениями для развития кругозора, памяти, внимания, мелкой моторики. Для удобства чтения слова в тексте поделены вертикальными чертами на слоги. Небольшие рассказы посвящены животному миру, рыбам. В начале или в конце текста есть раскраски.

Жукова Н. С. «Букварь»

Учебное пособие построено на традиционной послоговой методике чтения. Приступать к урокам можно без знания звуков, букв. Изучение алфавита идет параллельно формированию навыка складывать буквы в слоги. Книга написана крупным шрифтом, иллюстрирована яркими картинками. Букварь Жуковой рекомендован Минобром РФ, используется в детских садах, развивающих центрах более 10 лет.

Баранова Е. Е., Разумовская О. К. «Как научить вашего ребенка читать»

Сборник заданий подойдет детям с 4–5 лет. Авторы используют слоговой метод обучения чтению, предлагают детям играть в паровозик с буквами. Нужно самостоятельно вырезать бумажную игрушку из книги, посадить в нее карточки с буквами и играть в слоги. Занятия проходят в игровой форме, поэтому информация запоминается быстро, легко.

Федины Ольга и Сергей «Как научить ребенка читать»

Учебник для дошкольников с 4–-5 лет. Авторы методики взяли за основу слоговой метод, который, по мнению родителей, является самым эффективным, легким способом обучения чтению. К книге прилагаются полезные советы по проведению занятий, уроки разбиты на блоки, каждый сопровождается яркими картинками.

Мобильные приложения и тренажеры

Если кроху невозможно усадить за книги, они не любят играть с кубиками, карточками с буквами, используйте интерактивные тренажеры для обучения чтению. Их можно скачать в планшет, мобильный телефон (айфон и андроид), играть дома или в дороге.

Говорящая азбука

Дошкольник выучит алфавит с помощью песенок и пластилиновых помощников. Яркая анимация, веселые игры делают уроки занимательными, нескучными.

Учимся читать по слогам

Приложение рассчитано на детсадовцев 5–7 лет, знающих буквы. Методика обучения основана на программе Зайцева. Пользователи составляют слова из складов, карточек с буквами и слогами. С помощью простых игр, занимательных заданий будущий школьник быстро учится читать, делить слова на части.

Лунтик. Учимся читать!

С любимыми мультяшными героями ребенок научится узнавать буквы, складывать их в слоги, читать слова. Приложение подойдет как годовалым малышам, так и будущим первоклассникам. Программа разбита на 10 уровней: 4 самых простых и 6 сложнее.

Стимулируем результатами

Оценка положительной динамики очень важна. Ребенок получит хороший стимул к дальнейшей работе, если будет видеть, что уже добился некоторых успехов. Над рабочим местом можно повесить таблицу или график, который бы отображал прогресс в обучении скорочтению и улучшение самой техники чтения.

Особенно важно подтянуть чтение к концу третьего класса. В этом возрасте ребенок должен прочитывать минимум 120 слов в минуту. Скорочтение для детей – отличный вариант, чтобы научить ребенка ускорить темп чтения и в то же время понимать прочитанное, читая «про себя».

Плюсы и минусы обучения на дому

Среди положительных моментов в домашнем обучении чтению можно выделить:

  1. Плавающее расписание. Маме с ребенком не нужно торопиться, подстраиваться под расписание педагога или курсов.
  2. Возможность использовать разные методики. Обычно учитель, обучающие центры специализируются на узком направлении. Например, занимаются с детьми только с кубиками Зайцева, или по методике Жуковой. Дома путем проб и ошибок можно выбрать самую эффективную методику именно для вашего сорванца. Но на это уходит время.
  3. Индивидуальный подход. Дома занимаются не группами, а тет-а-тет. Можно посвящать теме именно столько времени, сколько необходимо единственному ученику, не поджидая отстающих и не торопясь за убегающими вперед.
  4. Сохраняется контакт с родителями. Дошкольнику эмоционально комфортно находится в сложные моменты рядом с родителями, а обучение чтению — это ответственное мероприятие.

Мама занимается с ребенком

Отрицательных моментов не так много, но они есть. Среди минусов домашнего освоения чтения можно выделить:

  • Необученность родителей
    К сожалению, мамы и папы, не имеющие специального образования, совершают массу ошибок при обучении чтению Например, называют буквы с призвуком, делают паузы между фонемами в процессе складывания слогов, слов. Дети привыкают к неправильному чтению, а переучить их очень сложно.
  • Ребенок не социализируется
    В педагогических центрах малыш общается с другими взрослыми, привыкает к школьной обстановке, ответственности, учится поведению. Дома он такой опыт не получит.

Где и как учить ребенка читать, выбирать родителям. Если у вас затрудненное материальное положение, то остается только домашний вариант. В этом случае, потратьте время на изучение книг, методик работы с дошколятами. Это поможет качественно научить детсадовца читать, привить любовь к литературе.

Типичные ошибки родителей в обучении ребенка чтению

Упор на запоминание букв, а не звуков

Казалось бы, что плохого в том, чтобы запомнить букву «В» как [вэ], а букву «М» как [эм] или [мэ]? Но когда вместо «метро», ребенок скажет «мэетэрэо», ошибка станет очевидна. Необходимо учить ребенка называть буквы только соответствующими им звуками: «В» — [в], «М» — [м] и т.д.

Психологическое давление

«Тебе уже 5 лет, а ты все еще не умеешь читать! Как же тебя в школу возьмут?» Запугивания лишь отобьют у ребенка желание заниматься. Или вовсе вызовут страх перед чтением.

Английский писатель Эйдан Чамберс в своей книге «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем» писал, что маленького читателя важно хвалить за каждое достижение. Вот он подошел посмотреть на книжки, взял одну из них, а потом вдруг решил переключиться на другую. И каждый из этих шагов важен.

Изнуряющие занятия

Дети 3-4 лет не могут долго быть внимательными, поэтому им будет достаточно 10-минутного занятия. С ребятами 5-6 лет оптимально заниматься по 15-20 минут. Если видите, что ребенок стал рассеянным, занятие стоит прекратить.

Отсутствие у родителей привычки читать

Дети во всем стараются подражать взрослым. И если они видят, что мама или папа садятся за книгу, им непременно захочется ее почитать. Поэтому важно, чтобы в семье существовала культура чтения.

5 важных советов о развитии навыка чтения у ребенка

Мамам и папам, стремящимся научить ребенка читать как можно быстрее, следует быть очень деликатными в подходе к этому важному вопросу. Чтобы у ребенка не пропал интерес к чтению с первых занятий, мы предлагаем вам познакомиться с актуальными советами. Они помогут в процессе обучения привить малышу любовь к книге.

Алфавит с раннего возраста

Пусть ребенок с грудничкового возраста «впитывает» в себя, как губка, название букв в песенно-игровой форме. Короткие запоминающиеся стишки о буквах отложатся в детской памяти, и ближе к двум годам ребенок сможет вполне осознанно их рассказать. Включайте время от времени различные песенки и мини-мультфильмы про алфавит, тем более, что в такой подаче буквы запоминаются играючи.

Обучение ребенка чтению по слогам

Ненавязчивое обучение

Для дошкольника игра – это главный процесс, через который он познает окружающий мир, в том числе и при освоении навыков. Скучные занятия и зубрежка не принесут должного результата, более того, ребенок может напрочь разлюбить чтение. Преподносите информацию в теплой обстановке, терпеливо, и ребенок усвоит нужные знания в том темпе, который подходит конкретно ему.

Занимайтесь каждый день

Если вы начали делать первые шаги в чтении слогов, и они прошли безрезультатно, рано опускать руки. Можно сделать перерыв в 1-2 дня, и затем попробовать вновь. У ребенка получилось прочесть пару слогов из гласных букв? Здорово, значит первоначальные навыки чтения получены и их нужно развивать. Занимайтесь регулярно, и результат не заставит себя ждать.

Заинтересовывайте чтением

Часто трудности в обучении возникают с теми детьми, которым в детстве практически не читали, и родственники не подавали собственный пример чтения книг. Это можно исправить. В вашем доме должны появиться рассказы, сказки, детская художественная литература, интересная вашему ребенку. Сделайте семейную традицию – чтение маленького произведения перед сном. Малыш не откажется от родительского внимания, а интересная история побудит его интерес к книге.

Кроме книжек, появляются и качественные приложения и сервисы, обучающие чтению в интерактивной форме,
способные заинтересовать ребенка и дать ему необходимую мотивацию для кропотливого изучения букв, слогов, слов.
Они могут ни в чем не уступать книге по качеству иллюстраций, объему обучающего материала, но при этом привносить важный элемент игры, так необходимый для детей.

От простого к сложному

Бывает, что ребенок знает названия букв, но не знает звуки. Ребенок не сможет освоить чтение до того момента, как он хорошо выучит произношение звуков. Занимайтесь в этом случае поэтапно:

  1. изучайте звуки;
  2. переходите к чтению по слогам;
  3. научите ребенка слитию слогов.

Только после прохождения данных трех этапов можно приступать к обучению чтения полноценных слов.

Источники

  • https://orechi.ru/razvitie-rechi/teksty-dlya-obucheniya-chteniyu-doshkolnikov-s-kartinkami
  • https://rebenokmama.ru/kak-nauchit-rebenka-chitat/
  • https://VseProRebenka.ru/razvitie/intellektualnoe/kak-nauchit-rebenka-bystro-chitat.html
  • https://orechi.ru/razvitie-rechi/kak-nauchit-rebenka-chitat-po-slogam
  • https://kroha.info/razvitie/psychology/kak-nauchit-rebenka-chitat
  • https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_chitat_po_slogam.html
  • https://logiclike.com/kak-nauchit-rebenka-chitat

[свернуть]