Как научить ребенка красиво писать: 3 принципа и 5 способов

Как научить ребенка красиво писать: 3 принципа и 5 способов

10.01.2022 Выкл. Автор nikto232

Какая же польза в занятиях письмом?

  • Письмо задействует ту же зону мозга, которая отвечает за фильтрацию информации и называется ретикулярной активирующей системой (РАС). Иначе говоря, записывание текста учит нас отсекать лишнее – полезный навык в эпоху информационной перегрузки;
  • Набор печатного текста – процесс унифицированный и монотонный, а написание текста от руки (пусть даже переписывание) — творческий, ведь вы выводите на бумаге собственные знаки, собственным почерком. Тем самым занятия письмом развивают наши творческие способности;
  • Записанные сведения лучше запоминаются, так как задействуются все виды памяти (не только зрительная, но и тактильная, и даже слуховая, если у вас есть привычка проговаривать тихонько то, что записываете);
  • Невозможность «вырубить топором» то, что написано пером, приводит к тому, что человек учится наиболее точно выражать свои мысли;
  • Исследования показывают, что литературные произведения, написанные от руки, красивее стилистически и богаче лексически, больше задействуют язык. Неудивительно, что многие известные люди записывали и записывают свои мысли сначала на бумаге (среди них — Труман Капоте, Вуди Аллен, Сьюзан Зонтаг);
  • Процесс написания текста требует фокусировки внимания, и хотя это нелегко в современных условиях постоянной многозадачности и разнообразных отвлечений, тренирует концентрацию на том, что делаешь;
  • Записывание текста от руки помогает бороться со стрессом (живые доказательства – люди, ведущие дневник). Кроме того, плохие мысли и новости, записанные на бумаге, воспринимаются менее остро;
  • Написание от руки успокаивает (особенно тех людей, которые любят рисовать символы и закорючки во время личного разговора или болтовни по телефону);
  • Манипуляции с ручкой, аккуратное письмо задействует зоны мозга, отвечающие за мышление, речь, память, поэтому регулярные занятия каллиграфией стимулируют развитие этих зон, а заодно и соседних с ними (в организме человека все взаимосвязано). Неудивительно, что занятия каллиграфией проводятся для людей в зрелом возрасте, ради предотвращения деменции и нарушений памяти;
  • Педантичным людям красиво написанные буквы доставляют эстетическое удовольствие и повышают самооценку.

Таким образом, занятия письмом кругом полезны – и взрослым, и детям. В случае с детьми есть еще прикладной аспект: в школе до сих пор высоко ценится умение писать аккуратно, поэтому тренировка этого навыка (графической аккуратности) точно окупится отличными оценками.

К сожалению, в школах навыкам письма уделяется очень немного времени и внимания. В результате дети учатся писать, но делают это нехотя, из-под палки и «как курица лапой».

С какого возраста можно обучать детей письму?

Из вышесказанного понятно, что подготовка к письму должна начинаться совсем не в последний год перед школой (уж тем более не в последнюю пару месяцев!), а намного раньше. Тогда малыш пройдет этапы психологической и физической подготовки гармонично, без перенапряжения, без гонки за быстрым результатом (ведь за лето нужно успеть, иначе потом будет еще сложнее). В этом деле спешка — слишком большая нагрузка на маленький организм, которая, как минимум, вызовет отвращение ребенка к учебе вообще. А почерк в таком «скороспелом» случае вряд ли будет красивым.

Если дошкольник приступает к освоению письма, когда уже достаточно ловко пользуется ручкой или карандашом, может выполнять сложные по координации движения, удерживать внимание и проявлять усидчивость не менее 15 минут, то графические результаты (то есть собственно письмо) будут гораздо лучше. Для этого нужно, прежде всего, развивать мелкую моторику и координацию движений рабочей руки (не важно – правая она или левая).

Целенаправленно развивать ручки малыша в этом направлении можно уже с 3 лет, когда есть смысл знакомить его с самыми простыми раскрасками, фломастерами, карандашами. Такие занятия будут постепенно готовить руку к правильному письму (прежде всего, ребенок научится ограничивать длину проводимой линии, рисовать линии в разных направлениях). Пусть юный художник пробует создавать и собственные картины. Уже на этом этапе важно научить малыша правильно держать письменные принадлежности.

Кроме того, подготовить руку к письму помогают следующие виды занятий на развитие мелкой моторики:

  • лепка из пластилина, глины, теста;
  • работа с крупами, фасолью, горохом;
  • рисование пальцами по манке, муке, слою крупы;
  • мозаика, конструкторы;
  • вырезание ножницами;
  • игры с песком;
  • оригами;
  • шнуровки.

Но родители должны помнить о возрасте ребенка и не затягивать подобные занятия дольше, чем на 15 минут.

Не начинайте учить ребенка письму «аврально» в раннем возрасте (3–4 года). Возможно, это даст вам повод лишний раз похвалиться перед подругами способностями своего чада, но учеными установлено, что в таком случае красивого почерка у него не будет, поскольку форсировано развитие нужных центров мозга.

Мама учит дочку писать

Главные причины, препятствующие формированию красивого почерка

Ухудшение качества написания слов у ребенка обнаруживается в возрасте 7-8 лет. Плохие отметки за грамотность и аккуратность становятся первым признаком возникновения проблемы. Этому может быть несколько причин:

  1. Недостаточное развитие мелкой моторики. Начиная с 6 месяцев, малыш активно познает мир с помощью пальчиков рук. Если в это время навык мелкой моторики был разработан недостаточно, впоследствии это скажется на умении рисовать мелкие детали, брать небольшие предметы и аккуратно выводить буквы.
  2. Плохое качество письменных принадлежностей. В обучении письму мелочей не бывает. Ручка или карандаш плохого качества будет выскальзывать из пальчиков, а слишком твердый или мягкий грифель не позволят малышу регулировать силу нажима.
  3. Неправильное положение во время занятий. На скорость и красоту письма могут влиять такие, на первый взгляд, незначительный факторы, как осанка, высота стола и стула, расположение света и многое другое.
  4. Неверный захват письменных принадлежностей. Небольшое смещение кисти в сторону закроет ребенку обзор, а слишком сильное зажатие ручки пальцами может вызвать неприятные ощущения в руке.
  5. Ранее обучение навыкам письма. Ученые утверждают, что обучить малыша от трех лет написанию букв под диктовку можно достаточно легко. Но, так как детям в таком возрасте очень сложно концентрировать внимание на одном занятии длительное время, малыш будет стремиться к быстрому результату. Вследствие этого есть риск формирования некрасивого почерка.

Преградой к развитию каллиграфического письма вашего ребенка может стать любая из этих причин. Но, практика ежедневных тренировок и определенных упражнений позволит устранить проблему.

О чем следует позаботиться в первую очередь

Множество школьников с большим трудом осваивают письмо, т.к. во время него их руки не справляются с обычной манипуляцией ручкой или карандашом. Даже если они хотят написать что-то конкретное, у них получаются никому не известные каракули. Проблема очевидна, хотя на первый взгляд ее можно не заметить. Заключается она в том, что у ребенка просто-напросто не развита мелкая моторика рук, т.к. родители с ним не занимались. Это приводит к необходимости визита к специалисту по развитию моторики, а также к тому, что ребенку придется «догонять» материал и стараться поспевать за сверстниками.

Избегайте вышеназванного родительского упущения, ведь от этого зависит развитие вашего малыша. К тому же занятия на развитие мелкой моторики совсем не трудоемки, а для детей вообще являются одной из любимых забав. По сути, эти занятия – обычные игры.

Проводите время с пользой для ребенка, а именно:

  • Лепите вместе из пластилина. Пусть ребенок помогает вам готовить что-нибудь из теста.
  • Играйте с малышом маленькими предметами (смотрите, чтобы он не брал предметы в рот).
  • Играйте с ребенком мягкими резиновыми игрушками (важно следить, чтобы он мял игрушки)
  • Наклеивайте с малышом бумажные аппликации.
  • Осваивайте вместе с ребенком оригами.
  • Рисуйте с малышом и раскрашивайте картинки.
  • Создавайте вместе всевозможные композиции при помощи прищепок.

Так, проводя весело время со своим чадом, вы будете способствовать прекрасному развитию мелкой моторики его ручек, а заодно взаимодействовать и лучше узнавать друг друга. В итоге к моменту, рекомендуемому для начала занятий письмом, ваш малыш уже будет подготовлен, а значит, будет способен учиться писать. А сам процесс обучения можно условно разделить на три этапа.

Методы улучшения качества и скорости письма у детей

Решать проблему коррекции навыков письма следует пошагово. В зависимости от причины, необходимо выбрать наиболее грамотный подход их устранения.

Занятия для улучшения мелкой моторики

Девочка катает шарик из пластилина

 

  1. Для начала, возьмите разноцветный пластилин. Пусть ребенок катает его в ладонях, разминает и отщипывает небольшие кусочки. В дальнейшем, можно освоить навык скатывания шарика между пальцами. Это несложное задание активизирует все мозговые центры, отвечающие за координацию жестов.
  2. Подготовьте на листе бумаги рисунок или узор из точек. Вашему ребенку необходимо последовательно их соединить.
  3. Рисование и заполнение штриховкой мелких геометрических фигур (кругов, треугольников, квадратов) подготовят пальчики к написанию маленьких букв.

Приобретение качественных принадлежностей для письма

В выборе канцелярии для малышей необходимо учитывать следующие позиции:

  • качество;
  • материал;
  • форма;
  • безопасность.

Опытные преподаватели советуют приобретать ребенку, начинающему писать, пластмассовую ручку с резиновой накладкой, либо трехгранный карандаш с грифелем средней жесткости.

Подготовка рабочего места

Правильное положение пальцев на ручке при письме
В соответствии с ключевыми правилами эргономики, столешница у стола для обучения должна быть с небольшим уклоном. Для качественной поддержки осанки, выбирайте стул с прямой спинкой. В целях наиболее качественного освещения, поместите лампу напротив рабочей руки ребенка.

Правильный захват ручки

Если ребенок держит ручку вот так

ребенок-неправильно-держит-карандаш

или вот так

ребенок-неправильно-держит-ручку

Как думаете, получится у него красиво писать? Может и получится, но только письмо будет очень медленным. Поэтому стоит обратить особое внимание на правильное удержание ручки.

А правильно это как? А это когда ручка лежит на среднем пальчике, удерживается подушечкой большого пальца и прикрывается указательным. А мизинец и безымянный служат для опоры руки и скользят согнутые по бумаге.

как-правильно-держать-ручку

Вот здесь и возникают трудности. Ну никак наши маленькие школьники не могут привыкнуть к правильному положению ручки и как только ее не хватают.

К счастью, дорогие родители, есть вполне конкретные способы исправить это положение. Сейчас я вам о них расскажу и покажу.

Способ «Салфетка»

способ-правильного-захвата-ручки-с-салфеткой

Еще одно отличное и простое упражнение. Сложите обыкновенную салфетку так, чтобы ребенок мог удержать ее мизинчиком и безымянным пальцами прижав к ладошке. Итак, мизинец и безымянный заняты и в процессе письма участие принять не могут. Остаются только правильные «пишущие» пальцы.

Способ «Пинцет»

способ-захвата-ручки-пинцет

Это упражнение поможет ребенку понять, как надо ее держать, эту непослушную ручку шариковую. Смысл в том, чтобы захватить ручку тремя пальчиками (большим, указательным, средним) за самую верхушку и постепенно, соскользнуть пальчиками вниз. Ручка в этом случае сама ляжет в руку так, как нужно. Посмотрите видео.

Способ «Резиночка»

правильно-держим-ручку-с-резинкой

Правильно удерживать пишущий инструмент поможет обычная банковская резиночка. Отличный тренажер. Накидываем резинку на ручку и на запястье ребенка. И вуаля! Ручка лежит в руке как надо. Кстати, это еще и мышцы руки хорошо тренирует.

Способ «Ручка-самоучка»

насадка-на-ручку

Не будем забывать и о спец-приспособлении под названием ручка-самоучка. Это ручка, на которую можно надевать специальную насадку. Насадка чаще всего выглядит как красивая игрушка. Ручку с такой накладкой просто невозможно взять неправильно. Сами мы ее не пробовали, но слышали много положительных отзывов.

ручка-самоучка-в-упаковке

Этих пяти способов, если практиковать их постоянно, будет вполне достаточно, чтобы ребенок понял и запомнил как нужно ручку правильно держать.

Хорошо, моторику тренируем, ручку правильно держать учимся. Что еще? Каков третий принцип?

Упражнения для занятий письмом с дошкольниками:

1. Детские прописи — с интересными заданиями не только (и не столько) на написание букв – «обведи», «раскрась», «заштрихуй» и т.д.

2. Несложные тексты – поздравительные надписи на открытках, записки папе и маме на холодильнике.

3. Тексты посложнее, например, собственные сказки или письма – родственникам, друзьям.

Зачастую писать красиво у ребенка получается, но как быть с современным «бичом» учителей и родителей – безграмотностью? Как научить ребенка писать грамотно?

Привейте ребенку любовь к чтению

Для этого как можно больше и чаще читайте сами (на глазах у ребенка), читайте вместе, слушайте, как он или она читают вслух. Большинство людей – визуалы. Читая, мы постоянно встречаем «сложные» с точки зрения орфографии слова, но сознательно не обращаем на них внимания (ведь мы увлечены сюжетом), зато подсознательно – запоминаем, как они выглядят. Богатый пассивный словарный запас со временем превратится в грамотность.

Пишите с ребенком диктанты

Это могут быть и словарные диктанты, и отрывки текстов. Главное – соразмерять уровень подготовленности ребенка со сложностью текстов.

Практикуйте орфографическое чтение

Суть его в том, что ребенок читает слова по слогам так, как они пишутся, а не как произносятся. Например, «вО-рО-бей» (а не «ва-ра-бей»). Не опасайтесь, что ребенок привыкнет так чуднО говорить, – по мнению педагогов, это ему не грозит. Но если ребенок – аудиал, т.е. воспринимает информацию преимущественно через слух, то орфографическое чтение быстро поднимет уровень его грамотности.

Боритесь с невнимательностью

Многие дети делают ошибки не по незнанию, а от невнимательности. Помогут простые игры и даже приложения для смартфона и планшета, например, игра на подчеркивание или вычеркивание из текста определенной буквы.

Переписывайте с ребенком тексты

Желательно, чтобы они были недлинными, динамичными и с интересной концовкой.

Исключите вариант дисграфии

Если раньше на детей, пишущих некрасиво или неграмотно, сразу вешали ярлык «лентяй», то теперь сначала отправляют к детскому психологу. Оказывается, есть такое заболевание – дисграфия, которое мешает ребенку успешно осваивать навыки письма. К счастью, это заболевание лечится.

Когда мы говорим о красивом письме, мы имеем в виду не только эстетику (каллиграфическое написание) и грамотность (правильное написание с позиции законов языка), но и стиль. Как научить детей писать красиво стилистически, красивым слогом?

  • Расширяйте словарный запас ребенка, углубляйте его понимание родного языка (обсуждайте оттенки смысла, подбирайте синонимы-антонимы, объясняйте метафоры).
  • Развивайте фантазию ребенка.
  • Сочиняйте с ним стихи, ищите рифмы.
  • Как можно больше читайте – наблюдение за классиками литературы поможет ребенку постичь и полюбить родной язык, оценить его красоту, научиться замечать выразительность.
  • Практикуйтесь!

Совет чаще усаживать ребенка за занятия письмом только звучит легко, но выполняется с трудом. Писать утомительно и, по мнению многих детей, скучно. Как заинтересовать детей письмом?

Купите или выберите вместе красивые письменные принадлежности – они должны нравиться ребенку. Подбирайте для занятий интересные, познавательные задания. Часто поощряйте и хвалите ребенка.

Интересным способом научить ребенка писать может стать написание писем. Поводов написать письмо в современной жизни немного, но если нужно, можно поводы создать. Кому и что, например, ребенок может писать?

  • бытовые записки папе и членам семьи;
  • секретные записки братьев и сестер друг другу;
  • письма родственникам, которые живут далеко;
  • (обязательно!) ежегодные письма Деду Морозу;
  • письма в любимые детские журналы или любимым детским писателям (можно писать на адрес издательств);
  • друзьям по переписке.

Кажется, что писать письма легко. Впрочем, важен не только внешний вид, но и содержание, и структура письма. Часто детям трудно в письме идти дальше фразы «как дела?» Педагоги советуют не формулировать текст за них, не диктовать. Лучше подсказывать наводящими вопросами («что интересного произошло с тобой за последнее время? кого из общих знакомых ты встретил? в чем преуспел?») или подкидывать идеи («а давай расскажем, как съездили за город на пикник!») Научите ребенка выражать в письме свои мысли и придавать им структуру. В дальнейшем этот навык поможет успешнее писать сочинения в школе.

Американская писательница и педагог Пегги Кей (Peggy Kaye) в книге «Игры для письма» («Games for Writing» — на русский язык пока не переведена) предлагает несколько советов родителям о том, как избавить детей от страха перед чистым листом, а заодно научить красиво и грамотно писать.

1. Создайте собственные бланки

Если дети придумают собственный дизайн бланков, то охотнее потом будут на них писать. Созданный в графическом редакторе бланк можно распечатывать по мере необходимости и менять по желанию.

2. Заведите ежедневники

Все мы любим документировать свою жизнь. Для детей это еще и игра во «взрослых». Заполнение ежедневника не только станет тренировкой навыков письма, но и дисциплинирует, не позволит забыть о важных делах и встречах.

3. Заведите семейный «почтовый ящик»

Отправляйте с его помощью письма друг другу. Это и весело, и полезно.

4. Придумайте официальную печать вашей семьи

Автор метода советует родителям не разрешать использовать печать по пустякам – только в случае длинных и обстоятельных писем друзьям и родственникам.

5. Пишите пьесы и ставьте их (или даже снимайте на видео)

Пусть муки творчества дети изливают на бумагу. А почувствовать себя настоящими писателями и драматургами будет проще, если пьесы «перекочуют» на сцену или на видео.

6. Создавайте семейную газету или стенгазету

Можно раздать роли (редактор, фотокор, журналист-новостник, автор колонки и т.д.) или рубрики. Создание газеты не только улучшит навыки письма, но и сплотит, и развлечет всю семью.

7. 15 минут свободного письма

Пегги Кей предлагает 15 минут в день уделять записыванию чего угодно. Важные аспекты: а) взрослые тоже пишут; б) на ошибки никто не обращает внимания.

8. Пишите песни

9. Придумывайте квесты

Квест – это не только весело и познавательно, но и улучшает навыки письма: дети пишут записки, рисуют карты, составляют кроссворды и ребусы.

10. Создавайте книги

Это долгосрочные проекты, и, конечно, они требуют участия и помощи взрослых. Даже если из детской книги не получится шедевр мировой литературы, это будет занятие для всей семьи, доказательство которого останется на память.

Как обучать ребенка-левшу?

В обучении письму правшей, у родителей практически нет проблем. С левшами возникают трудности. Мамы не знают, какой рукой стоит учить кроху выводить буквы. По наблюдениям специалистов леворукость во многом определяют гены. Иногда такая особенность ребенка обусловлена нарушением деятельности головного мозга, травмированием правой верхней конечности.

Дети-левши – творческие и ранимые особы, при обучении их письму следует придерживаться таких правил:

  • не пытаться научить выводить буквы правой рукой;
  • не ругать за ошибки;
  • располагать источник света с правой стороны;
  • тетрадь должна лежать прямо либо с наклоном вправо;
  • держать ручку ребенку нужно двумя пальцами, отступив несколько сантиметров от кончика. Указательный палец должен быть выпрямлен, чтобы не закрывать строку;
  • допустимо написание букв без наклона.

Писать без отрыва левшам очень тяжело.

Не стоит заставлять их выполнять такое требование к каллиграфической грамотности. Дети-левши часто делают ошибки. Исправлять недочеты специалисты рекомендуют путем срисовывания схем и картинок. Хорошо помогают занятия прикладным творчеством. Также рекомендованы к использованию развивающие тетрадки, прописи.

Основные ошибки при обучении письму

Часто родители допускают ошибки, которые могут «свести на нет» все усилия научить ребенка писать в будущем. Поэтому необходимо постараться их не допустить во время занятий в домашних условиях.

  1. Стремление родителей заменить учителя и «отобрать его хлеб». Как ни крути, лучше профессионала с этой работой никто не справится.
  2. Длительность занятия более 10 минут.
  3. Оказание физического и морального давления на будущего ученика во время занятий. Так у него появится страх сделать ошибку.
  4. Занятия письмом «через силу».
  5. Излишняя спешка. В погоне за скоростью теряется качество письма. Лучше пусть ребенок начнет писать позже, но будет делать это качественно.
  6. Отсутствие наглядного материала. Мышление у детей в дошкольном возрасте наглядно-образное. Поэтому очень важно в процессе обучения использовать картинки и видео.
  7. Слишком раннее начало обучения. Всему свое время. Педагоги считают, что чем раньше начать обучать ребенка письму, тем хуже будет его почерк в школе.
  8. Неподходящее время занятий. Поздний вечер или раннее утро – не самое лучшее время для обучения. Лучше выбирать время, когда малыш бодр и полон сил.
  9. Нудное повторение. Постарайтесь использовать игровые методики обучения. Так малышу будет проще и веселее постигать азы письма.

Главная задача родителей в процессе обучения письму в домашних условиях своего ребенка – подстегнуть интерес будущего школьника к обучению и подготовить его руку к письму.

Секреты красивого почерка

Чтобы почерк был красивым, должны соблюдаться 3 условия при которых все элементы букв должны иметь:

1.Одинаковый наклон

Все буквы пишутся под одинаковым наклоном.

2. Одинаковую высоту

Все строчные буквы  умещаются внутри рабочей строки, кроме строчных: «д, б, у, з, р, ф, щ, ц», выходящих за пределы строки.

Высота заглавных букв в два раза больше.

Для соблюдения пропорций по высоте пользуемся двумя правилами:

  • Строчная буква должна вписываться между верхней и нижней рабочей строкой. Не выходить за их пределы и не «висеть в воздухе»между строчками.
  • Для регулирования высоты букв, выходящих за пределы строки пользуемся правилом: «Сколько в строке, столько и над (под) строкой».

3. Одинаковую ширину

Ширина элементов в букве должна быть одинаковой. В буквах «Ф», «Х», «Ж» соблюдается горизонтальная пропорция: «Сколько справа, столько слева».

Ширина строчных  букв равна ширине строчной «и» или полторы «и» в буквах «ж, ш, щ, м».

Ширина заглавных букв – нестандартна, при письме букв обращайте внимание на разметку в прописи.

Ширина соединений между буквами равна ширине элемента «Крючок» или половине этой ширины.

Ширина между словами равна ширине строчной «ш».

При соблюдении этих условий почерк уже выглядит ровным и красивым. Но также необходимо соблюдать правильное соединение букв.

плохой почерк у ребенка как исправить

Но следует отметить, что есть прописи практикующие верхнее соединение букв, а есть сторонники нижнего соединения.

А теперь расскажу вам о своей методике исправления почерка у детей. Она прекрасно работает для учеников младших классов, а также для ребят постарше.

В настоящее время я начала её практиковать даже с дошкольниками. Результаты детей радуют. Причем значительные улучшения наступают уже примерно через месяц.

как исправить почерк у ребенка

Полезные советы

Для того чтобы занятия по обучению письму дали результаты, родители должны помнить следующее:

  • Проводить занятия нужно регулярно. Ежедневные упражнения по 10 минут дадут больше пользы, чем еженедельные по полчаса.
  • Если ребенок расстроен или нездоров, заниматься не нужно.
  • Задания должны усложняться постепенно, от более простых к все более сложным. Нельзя перескакивать с обведения прямых линий на выписывание сразу буквы Ж.
  • Занятия лучше организовывать в виде игры или соревнования, а не занудного сидения над выведением крючков и закорючек.
  • При неудаче нельзя ругать малыша. Лучше предложить ему попробовать снова, с маминой помощью.
  • Любые, даже маленькие, успехи – повод для похвалы. Для ребенка в любом возрасте это хороший стимул.
  • Чтобы у него хватало сил и усидчивости, важно соблюдать режим сна и бодрствования, питания и прогулок на свежем воздухе.

Итак, обучение навыкам письма должно быть поэтапным, систематическим, посильным и интересным для малыша. Тогда к школе он подойдет с хорошей базой. А это – залог его успешности в обучении, высокой самооценки, позитивной мотивации.

Источники

  • https://materinstvo.ru/art/11433
  • https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/nauchit-rebenka-pisat-bukvy
  • https://myintelligentkids.com/obuchenie-rebenka-bystromu-pismu-osnovnye-problemy-i-ix-resheniya
  • https://4brain.ru/kidwrite/
  • https://shkolala.ru/razvivashki/kak-nauchit-rebenka-krasivo-pisat/
  • https://momjournal.ru/uxod-za-rebenkom/rannee-razvitie/s-chego-nachinat-uchit-pisat.html
  • https://vospitulya.ru/razvitie-detey/intellektualnoe/kak-nauchit-pisat.html
  • http://naymenok.ru/kak-uluchshit-pocherk-u-rebyonka/

[свернуть]