Самовоспитание — это что такое: определение термина

Самовоспитание — это что такое: определение термина

30.04.2021 Выкл. Автор nikto232

Педагогический терминологический словарь

Самовоспитание — сознательная, целенаправленная деятельность человека, направленная на совершенствование своих положительных качеств и преодоление отрицательных. Элементы С. присутствуют уже у дошкольников. Малыш ещё не может осмыслить свои личностные качества, но уже в состоянии понять, что его поведение может вызвать как положительную, так и негативную реакцию со стороны взрослых. Потребность в самопознании, самоанализе, самооценке и самоконтроле наиболее отчётливо начинает проявляться в подростковом возрасте.

Однако из-за отсутствия достаточного социального опыта и психологической подготовки подростки не всегда способны понять мотивы своих собственных поступков и нуждаются в тактичной педагогической помощи взрослых. С. становится более осознанным и целенаправленным в юношеском возрасте, когда у молодых людей личностные качества сформированы в большей степени. В процессе выработки мировоззрения, профессионального самоопределения у юношей и девушек появляется ярко выраженная потребность в С. интеллектуальных, нравственных и физических качеств личности в соответствии с идеалами и социальными ценностями, которые свойственны данному обществу, ближайшему окружению. Уровень С. — результат воспитания личности в целом.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 251)

В чем проявляется самовоспитание?

Самовоспитание в жизни взрослого человека — своей главной целью преследует глубочайшую работу личности над своим характером и включает в себя:

  • преодоление трудных жизненных обстоятельств и условий – это только закаляет человека;
  • проработка негативных черт характера и выработка позитивных;
  • обучение совладанию и контролю над эмоциями – повышение уровня эмоционального интеллекта;
  • истинное следование своему пути в жизни.

проблема самовоспитания

Методы самовоспитания

Что такое эффективное самовоспитание и какие способы самовоспитания существуют? Народная пословица: «Век живи – век учись» хорошо отражает процесс воспитания себя. Человек, ступивший на этот путь – постоянно совершенствуется «через тернии к звездам». Методы, помогающие структурировать деятельность на пути самовоспитания:

  1. Самообязательство: проговаривание перед собой обязательств и следование им, через постоянное напоминание и стремление к выполнению – это приводит к формированию устойчивой привычки.
  2. Эмпатия – сонастройка с чувствами других, «видение» себя на месте другого – помогает воспитанию нравственных качеств. Человек из чувства эмпатии может увидеть себя со стороны, как его воспринимают окружающие люди.
  3. Самоприказ или самопринуждение – воспитывают волю и постепенно недостаток волевых качеств искореняется.
  4. Самонаказание — за несоблюдение правил и обязательств накладывается наказание, которое оговаривается перед принятием на себя обязательств.
  5. Самокритика – внутреннее противоречие побуждает к работе над самосовершенствованием.
  6. Самоубеждение – основано на самооценке. Специалисты рекомендуют проговаривать вслух свои проступки, так привлекается собственное внимание к тому, что необходимо проработать.
  7. Самоанализ (саморефлексия) – включает в себя самоконтроль, ведение дневника, самоотчет.

С чего начать самовоспитание?

Самообразование и самовоспитание личности начинается с раннего детства в процессе воспитания ребенка родителями, через усвоение норм, правил, при оценке деятельности детей взрослыми. Осознанно процесс запускается с подросткового возраста. Человек, не получивший должного внимания и раскрытия своего потенциала в семье, может сам развивать все те качества, которые ему важны.

Путь самовоспитания начинается с маленьких шагов:

  • понимание и осознание необходимости перемен в себе;
  • решимость совершать шаги на пути самоизменения;
  • положительная внутренняя мотивация и вера в успех;
  • постановка (прописывание) целей и задач;
  • выбор средств и методов.

самовоспитание

Суть воспитания личности

Проблема самовоспитания и самосовершенствования с античных времен занимала «светлые умы» мыслителей, философов. Идея самовоспитания проходит через века все – меняется до неузнаваемости, и все же содержит вечные истины. Платон, Сократ, Аристотель – первые труды, в которых можно увидеть ценность самопознания и становление человека как личности в процессе самосовершенствования. Обществу нужны сильные, одаренные люди, воспитавшие в себе высокие нравственные качества. Проблема выражается в том, что человек может выбрать ложные ценности, идеалы и следовать им.

Точно определить, что такое самовоспитание достаточно сложно, так как этот термин включает множество других определений. Это понятие имеет и родственные термины такие, как самопознание и самореализация.

Это не одно и то же, но каждый процесс дополняет друг друга и невозможен в отдельности. Самовоспитание – это необходимое условие для каждого человека, так как в процессе этого происходит поиск себя, формирование самооценки и взгляда на окружающий мир. Самосознание позволяет ответить на такие вопросы, как личные идеалы, жизненный путь, отношения с окружающим миром. Ключевым моментом воспитания себя является осознание важности любви самого себя и окружающих. На пути к самосовершенствованию человек начинает различать такие понятия, как эгоизм и истинная любовь к себе. И здесь выясняется, что без любви к себе нельзя любить других людей и по-настоящему ценить жизнь.

Есть множество стратегий воспитания собственного «я», но многие психологи поддерживают именно путь любви. В процессе самореализации человек старается сделать самого себя лучше, но ни в коем случае не подстраивает внешний мир под себя.

Цель самовоспитания

Совершенствуя себя, важно ставить правильные цели:

  • Работа над собойальтруизм и умение прощать ошибки окружающих людей, осознавая, что никто не идеален;
  • устранение лени – нежелание что-либо делать говорит о том, что человеку недостает мотивации или это дело попросту бесполезно, и важно выбрать правильный вариант;
  • воспитание в себе честности, в первую очередь, перед самим собой – игнорирование очевидных вещей, собственных ошибок, нежелание что-либо осознавать – это то, что называется самообманом, и такое поведение нужно искоренять;
  • поиск вдохновения, избавление от комплексов – это важные критерии самосознания и самовоспитания, ведь любой комплекс — это дань прошлому, а отсутствие вдохновения – нежелание видеть завтрашний день, то есть реализовываться.

Самовоспитание не ограничивается определенным промежутком времени. Это пожизненный процесс, который у каждого человека происходит по-разному. Плохими поступками воспитывается эгоизма, злость, недовольство окружающим миром. Положительным отношением к себе и окружающим человек воспитывает в себе жизнелюбие, внутреннюю мотивацию, умение различать важное и второстепенное.

Что дает самовоспитание

Самосовершенствование дается человеку непросто, основной задачей является познание себя, но никак не получение удовольствия от этого процесса. Люди склонны оправдывать многие свои неприятные поступки, но на пути самопознания придется их признать и увидеть, как правильно с ними справиться. Важно понять мотивацию поступков, после чего станет понятно, что агрессия, раздраженность, антипатия являются результатом защитного механизма, который срабатывает в ответ на психологические комплексы.

Работа над собой – это сложное определение, целью этого является познание механизмов самозащиты для ее устранения. Речь, конечно же, идет не о естественном инстинкте самосохранения, а о пагубном ответном механизме, который мешает реализовывать себя. Самопознание подразумевает неприятные открытия, и смириться с ними позволит именно самосовершенствование.

Перед началом самовоспитания важно четко определить свои жизненные цели и желаемый в будущем результат. Только с четким видением результата можно говорить о возможности изменения себя и воспитания.

Золотая середина

Что дает саомовспитание

В процессе самопознания важно понять, что развиваясь, человек совершенствует одно качество и, в идеале, угнетает другое. Нельзя одномоментно избавиться от всех комплексов и недостатков, потому воспитание занимает длительное время. Если же стоит цель избавиться от всего плохого и приобрести хорошее одновременно и без малейших затрат, она изначально не имеет смысла и не будет реализована.

Каждая черта характера человека имеет полярность:

  • уверенность-скованность;
  • открытость-замкнутость;
  • активность-апатичность и другие примеры.

Чрезмерное развитие определенной черты может пагубно сказаться на характере в целом, такая акцентуация может даже привести к различным психическим отклонениям.

Чтобы избежать ошибок на пути самопознания и совершенствования, следует наделить эти определения своим смыслом. То есть знать, какой ожидаемый результат и что эти слова значат в отдельном случае.

Согласие с личным «я»

Определение понятия самовоспитание
Такие переживания, как стыд, вина, злоба, раздражение – это следствие определенных алгоритмов ума, когда сочетается самая различная информация, и как результат, мозг выдает модель поведения, которая отвечает теперешним представлением о себе и окружающим. Эти эмоции можно контролировать, ведь изначально они являются всего лишь чувствами. Если какое-то определенное переживание преобладает, оно переходит в хронический характер. Этого и нельзя допустить, а если это случилось, важно переосмыслить мотивы и найти первопричину.

Вместе с согласием с собой нужно приобрести гармонию с окружающим миром. Человек в процессе самовоспитания принимает решение менять себя, а не свое окружение. Это необходимое условие на пути к гармонии, ведь если каждый поступит, таким образом, наступит истинная гармония, и не только между людьми, но и между человеком и природой.

Самовоспитание также включает отказ от привязанности к вещам. Материальный мир постепенно уходит на второй план, но не на последний. Между внутренним миром и материальным также должна быть гармония, когда человек осознает, сколько ему нужно для реализации себя. Понимание этого как раз и приходит путем самовоспитания.

В конечном итоге человек начинает ощущать себя свободным, полноценным и счастливым, что и есть показателями правильного самовоспитания. Во многих случаях человеком допускаются ошибки, но это только увеличивает срок достижения цели, но не исключает ее. Ошибки – это также мотивационный мощный фактор, который имеет место быть.

Методы самовоспитания – это совокупность приемов и способов педагогического воздействия воспитанника на самого себя с целью формирования и развития желательных и необходимых личностных качеств и устранения отрицательных.

Приемы самовоспитания следует рассматривать как частичное влияние питомца на самого себя, как некий единичный акт в каждом конкретном случае и методе.

Совокупность методов и приемов самовоспитания должны составлять систему, которая для каждого человека является конкретной, индивидуальной и неповторимой. Вместе с тем анализ практики самовоспитания позволяет выделить группу наиболее распространенных методов и приемов.

Процесс самовоспитания начинается с самосознания – осознание воспитанником себя как личности и своего места и жизненных ориентиров в общественной деятельности. Сознание является высшим уровнем развития сознания,

Самосознания состоит из трех взаимосвязанных процессов – самопознания, самоактуализации и саморегуляции, которые должны действовать согласованно. Ведущей среди них является волевая сфера, которая регулирует поведение и деятельность воспитанника. Воля активизирует деятельность личности воспитанника в соответствии с его установками, мотивами поведения, профессиональными задачами. «Самовоспитание требует, – писал В. А. Сухомлинский, – очень важного, мощного стимула – чувства собственного достоинства, уважения к самому себе, желание стать сегодня лучше, чем был вчера. Самовоспитание возможно только при условии, когда душа человека очень чувствительна к тончайшим, чисто человеческих средств воздействия – доброго слова, ласкового или укоризненного взгляда. Не может идти речь о самовоспитания, если человек привык к грубости и реагирует только на «сильное» слово, окрик, принуждение. По самой своей сути самовоспитания предполагает веру человека в человека, обращение к чести и достоинства человека. Педагогическое руководство самовоспитанием – это прежде всего отношения между педагогом и воспитанником, проникнуты глубокой взаимной верой в добрые намерения.

Самопознание – начальный этап самовоспитания личности, изучение ею своих свойств, системы ценностей, жизненных целей, ведущих мотивов и мотиваций, характера, темперамента, особенностей процессов познания (ощущения, восприятия, памяти, внимания, мышления, речи и др), благодаря которому может самостоятельно определить, каких успехов он может достичь в той или иной деятельности, а также проанализировать возможности совершенствования повседневной деятельности,

Девиз «Познай самого себя» был начертаний на арке Дельфийского храма в Греции в V в, до н. есть. Он означал: познай волю богов в своей судьбе, подчинись ей. Древнегреческие мыслители времен Платона трактовали этот девиз так: познай свое предназначение, открой свои возможности, предскажи свое поведение.

Итак, основное правило самопознания – это поиск смысла жизни, своего истинного «Я». Академик А. В. Петровский предлагает два пути познания собственного «Я»:

первый путь – внимательный анализ не столько замыслов собственных поступков, сколько самих поступков в соотношении с замыслами. Условно говоря, это выяснение смысла собственной жизни и его сопоставление с общественными и личностными ценностями, анализ собственных действий и конкретных поступков с точки зрения общечеловеческой, национальной и личностной морали, профессионального и личностного становления и деятельности;

второй путь – обращение к возможностям науки и распознавания с ее помощью собственных индивидуально-психических свойств, жизненных установок и тому подобное. Этой наукой является психология личности.

Эти два пути, по мнению А. В. Петровского, многократно переплетаясь, приведут каждого, кто по ним пройдет, к познанию самого себя.

Методически правильно организованное самопознание, А. В. Петровским, осуществляется с помощью самоизучения и самооценки.

Самоконтроль и самоанализ – сопоставление принятого плана самовоспитания с реальностью, результатами деятельности, установление их несоответствия и внесение необходимой коррекции для достижения намеченного, поиск причин отклонений и тому подобное. Самоконтроль как метод самовоспитания развивается на основе способности воспитанника контролировать любую свою деятельность.

Важно различать виды самоконтроля: непреднамеренный (непроизвольный) и преднамеренный (произвольный).

Непреднамеренный (непроизвольный) самоконтроль может осуществляться в структуре восприятия, функционировать автоматически. Предметом непреднамеренного самоконтроля является не деятельность в целом, ее мотивы, а лишь ее процессуальная сторона.

Преднамеренный (произвольный) самоконтроль определяется специальной целью и имеет значительные возможности стабилизации деятельности. Воспитанники, которые сознательно ставят перед собой цель – осуществить намеченную программу, не отвлекаться посторонними делами, будут способны более систематически и последовательно выполнять свои профессиональные и общественно-полезные обязанности.

Самоконтроль выполняет функции стабилизации действий (реализации программы действий внутри деятельности) и коррекции (стабилизации) деятельности в соответствии с ее мотивами и мотивацией.

Сущность метода самоорганизации жизни и деятельности заключается в том, что воспитанники, организуя свое поведение и деятельность в соответствии с установленными правилами поведения, основными направлениями самовоспитания, эффективно работают над собой. Важным условием при этом является умение питомца управлять собой.

В процессе реализации программы самовоспитания у воспитанника формируется желание выполнять требования коллектива или воспитателя, придерживаться достойного поведения. Возникновение программы самовоспитания можно представить как следствие эволюции внешних требований к воспитаннику в его внутренние требования к своей деятельности.

Программа самовоспитания выполняется двумя путями:

  • первый – подчинение собственной деятельности мотивам и мотивации самовоспитания и превращения их в деятельность самовоспитания;
  • второй – реализация программы воспитания с сохранением учебной, спортивной и других видов деятельности, собственных смыслообразующих мотивов и при наличии сопутствующего мотива и мотивации самовоспитания.

Стимулирование самовоспитания может осуществляться с помощью создания внешних условий:

  • четкого внутреннего порядка (например в школе);
  • научной организации учебно-познавательной деятельности;
  • формирование позитивного общественного мнения в учебных коллективах;
  • выдвижение высоких требований к воспитанникам в сочетании с заботой о них;
  • привлечение каждого воспитанника к активной деятельности;
  • пропаганды воспитательной литературы;
  • организации досуга всех категорий воспитанников и тому подобное.

Стимулировать самовоспитание можно также, воздействуя на его внутренние предпосылки, то есть формируя сознательную мотивационную установку. Этому способствуют педагогически целенаправленные поощрения за достигнутые результаты в самосовершенствовании, оказание действенной методической помощи в разработке программы самовоспитания.

Основные этапы педагогического руководства самовоспитанием:

  1. подготовительный – убеждение воспитанника в необходимости самовоспитания и в возможности достичь желаемых результатов; формирование потребностей, мотивов и мотивации самовоспитания; определение основных целей и задач самовоспитания.
  2. основной – определение содержания самовоспитания; помощь в выборе приемов, способов, форм и методов самовоспитания в составлении программы самовоспитания и ее реализации; организация контроля за ходом самовоспитания и внесение в него необходимых коррективов.
  3. заключительный – помощь в самоконтроле и приучение воспитанников к нему; стимулирование; суммирование достигнутых результатов и определение новых ориентиров к самосовершенствованию; корректировки и внесения нового содержания в программу самовоспитания и тому подобное.

Основные условия успешного осуществления самовоспитания:

  • создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе;
  • формирования ярких идеалов;
  • вооружение воспитанников приемами, способами, методами и формами самовоспитания, его эффективной методике;
  • привитие навыков и умений самообучения, выделение позитивных и негативных индивидуально-психических качеств;
  • помощь в разработке программы самовоспитания и ее реализации;
  • создание условий для самовоспитания;
  • популяризация положительного опыта самовоспитания, стимулирование за достигнутые положительные результаты и тому подобное.

Характеристика основных методов самовоспитания

К методам самовоспитания относятся:

  • самопознание;
  • самообладание;
  • самостимулирование.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

Подросток не выступает в качестве пассивного объекта воспитательных воздействий. У него формируется внутренняя позиция к этим воздействиям, в зависимости от которой он может или активно работать над своим совершенствованием (саморазвитием) или оставаться пассивным.

Смысл самовоспитания, таким образом, это воспитание такой личности, которая бы гармонично влилась бы в общество.

Самовоспитание человека состоит в том, что человек есть самоценность. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации. Главное в любой личности — устремленность ее в будущее. С этой точки зрения прошлое не является основанием для окончательной оценки человека как личности. Внутренний феноменальный мир человека влияет на его поведение не в меньшей (а иногда и в большей) мере, чем внешний мир и внешние воздействия.

Самовоспитание — целенаправленный процесс по развитию лучших, социально ценных свойств личности и категорическому запрещению самому себе дурных поступков и даже помыслов.

Значительно упрощает трудовой ритм жизни, делает его более четким и емким метод разумного самопринуждения

Среди методов самовоспитания можно отметить следующие:

Самоубеждение – метод, основанный на самооценке. Выявив в себе нехорошее, человек обычно мысленно убеждает себя в необходимости искоренения этого недостатка.

Самообязательство. Этот метод заключается в проговаривании человеком обязательства, которое он дает сам себе. При постоянном напоминании себе о нем, сознание стремиться выполнить его, что ведет к постепенному формированию соответствующей привычки.

Самокритика – метод, рождающий внутреннее противоречие в сознании человека, которое побуждает к работе над собой, усовершенствованию личностных качеств, искоренению дурного.

Эмпатия– мысленный перенос себя на место другого человека. Этот метод особенно эффективен в воспитании у себя нравственных качеств, способности сочувствовать, сопереживать, стремиться оказать помощь и т. д. Применяя этот метод, человек старается увидеть себя со стороны, пытаясь понять, как воспринимают его окружающие, и, исходя из этого, стремиться выработать в себе такие качества, которые вызывают у людей положительную оценку.

Самопринуждение и самоприказ. Этот метод следует применять, при воспитании воли. В случаях, когда человек осознает необходимость совершения какого-то действия, но не имеет достаточно воли к его совершению, нужно дать себе мысленный, а по возможности словесный приказ, сделать необходимое.

Механизмы духовно-нравственного самосовершенствования:

  • cамоанализ. Представляет собой приемы научения школьников способам самоанализа, это оценка своего поведения, о своем месте в коллективе, о взаимоотношениях с одноклассниками, родственниками, учителями.
  • самокритика. Представляет собой формирование на базе самоанализа способности критически оценивать свои действия, поведение, взаимоотношения в обществе и семье.
  • самопознание. Цель – осознание и составление целостного и совокупного портрета собственного «я», «я»-концепции, формирование жизненных целей, определение своего места в мире;
  • самоочищение. Проявляется как средство избавления от внутренних кризисов и конфликтов.

Методы самоорганизации разума и нравственно-эстетического чувства, рационального и эмоционального самоуправления:

  • самовоспитание. Представляет собой способность учащегося перемещать внешние воспитательные воздействия во внутреннюю среду по механизму интроспекции.
  • самообучение. Цель самообучения состоит в перемещении методов и способов учебной работы во внутренние рамки личности. Самообучение – противоположная сторона обучения;
  • самообразование. Оно основывается на самовоспитании и самообучении и представляет собой формирование у школьников стремления к приобретению различных знаний и умений;
  • самообладание. Представляет собой способность самонаблюдения и контроля за интеллектуально-эмоциональными и психофизиологическими процессами;
  • самоограничение. Суть его состоит в том, чтобы уметь в пользу дела отказываться от каких-либо личных желаний и удовольствий;
  • cамоконтроль. Тесно взаимосвязан с самоограничением, является внутренним контролером собственного «я»;
  • самостимулирование. Сущность его заключается в том, чтобы уметь совмещать приятное с полезным, т. е. находить в нужной для себя деятельности приятные моменты;
  • самоторможение. Похожий принцип действия у метода самоконтроля. Сущность заключается в том, чтобы в различных ситуациях уметь останавливать себя.

Методы самоорганизации воли и поведения выявляются в личности школьника в виде результативной самодисциплины, добросовестного отношения к деятельности, обществу и самому себе.

Самовоспитание формирует нравственно-моральную личность, которой присущи интеллектуальная свобода и свобода выбора и поведения. решения задач самовоспитания

Примеры

Примеры из жизни

Примеры самовоспитания из реальной жизни:

  1. А. В. Суворов. Легендарный российский полководец, который ни разу не потерпел поражения на поле боя, в детстве был слабым, болезненным мальчиком, и отец предполагал, что жизнь сына не будет связана с военным делом. При этом сам Александр с раннего возраста активно интересовался всем, что связано с войной, читал тематические книги, которых было немало в библиотеке, позднее начал закаляться и заниматься физической активностью, что дало ему возможность начать военную карьеру.
  2. Демосфен. Этот известный древнегреческий оратор до начала упорных тренировок имел массу серьезных проблем: его голос был слаб, дыхания не хватало на продолжительные выступления, он не умел достойно и красиво высказывать свои мысли.Упорные многолетние тренировки помогли Демосфену справиться с трудностями.
  3. Ник Вуйчич. Это современный христианский оратор, родившийся без ног и рук, который написал несколько книг и стал всемирно известным. Его детство было крайне тяжелым, он задумывался о суициде, но смог найти себя в ораторстве и благодаря долгим тренировкам научился хорошо использовать единственную крошечную конечность (частичную стопу).

Реальные примеры

В художественной литературе, в фильмах, сериалах, мультфильмах существует множество образов героев, которые воспитывали себя, упорно преодолевали трудности и добивались успеха: к примеру, каждый супергерой, созданный компанией Марвел, проходил сложный путь, учился справляться с трудностями, воспитывал себя в той или иной мере.

Как составить программу?

Одна из основ самовоспитания , это планирование. Оно помогает разумнее распределять ресурсы, рационально подходить к каждому занятию и в целом вести более осознанную жизнь.

Наличие четкого плана способно подстегнуть мотивацию и удержать от совершения необдуманных поступков.

Планы самовоспитания можно разделить на:

  1. Долговременные. Они затрагивают более значительный промежуток времени: месяцы, годы, даже десятилетия. При этом они более расплывчаты, чем кратковременные, и в этом их проблема: сложно последовательно двигаться к долгосрочной цели, если сохраняется ощущение, что еще есть много времени, ведь можно все отложить и заняться чем-то менее полезным.
  2. Кратковременные. Касаются коротких временных отрезков: например, ежедневные планы, еженедельные, ежемесячные. Они более конкретны, ставят четкие задачи и в целом могут оказаться более полезными, чем долговременные, особенно для людей с не слишком крепкой волей.

Как составить личную программу?

Для лучшего результата стоит составлять и долговременные, и кратковременные планы.

При составлении плана важно находиться в состоянии психической устойчивости, чтобы было легче концентрироваться.

Перед составлением плана необходимо определить для себя цели.

Чтобы план был более гармоничным, важно прочесть материалы, связанные с теми или иными трудностями, зависимостями, с которыми Вы хотите справиться. Так Вы поймете, какие методы необходимо использовать, чтобы был положительный результат.

К примеру, если Вы хотите бросить курить, важно прочитать статьи с рекомендациями психологов о том, как справиться с этой зависимостью, и на основании полученной информации составлять программу.

При необходимости пункты можно расширять: например, делать сноски, подпункты, в которых Вы распишете суть методов, которые будете использовать, и примеры использования этих методов, тесно связанные с Вашей реальной жизнью (к примеру, в программе по борьбе с зависимостью от сигарет Вы можете упомянуть, что будете во время перерыва разговаривать с некурящими коллегами и прогуливаться на свежем воздухе, а не курить).

Когда Вы только начали процесс самовоспитания, необходимо составлять планы ежедневно, чтобы учиться держать себя в узде и привыкать к новым правилам. Позднее можно составлять планы на более длительные периоды.

Как составить программу или план?

Не забывайте хвалить себя. Можно завести блокнот и записывать в него информацию об успехах: например, можно рассказать, что Вы начали лучше ощущать запахи после отказа от сигарет и теперь наслаждаетесь чудесными ароматами, которых раньше не замечали.

Перечитывание этих записей может помочь Вам поддержать мотивацию в трудные моменты.

[spoiler title=»Источники»]

  • https://znachenie-slova.ru/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
  • https://womanadvice.ru/chto-takoe-samovospitanie-lichnosti-metody-i-sposoby-samovospitaniya
  • https://psiho.guru/populyarnye-voprosy/chto-takoe/chto-takoe-rabota-nad-soboy-ili-samovospitanie.html
  • https://pedagogika.org/index/metody_samovospitanija/0-212
  • https://sportpit68.ru/testy/k-metodam-samovospitaniya-otnosyat.html
  • https://mma-spb.ru/psihologiya/kak-vospitat-v-sebe-lichnost-metody-i-primery-samovospitaniya

[/spoiler]