Что такое в психологии барьеры в общении

Что такое в психологии барьеры в общении

26.05.2021 Выкл. Автор nikto232

Человек и его психологическое состояние, целая цепочка действий, которая не всегда понятна. Любое препятствие, которое создается на пути к общению одного человека с другим, называется коммуникативным барьером. Сегодня люди постоянно общаются между собой на работе, дома и в гостях и не всегда, это общение комфортно для человека. Коммуникативные барьеры и препятствия различаются по видам и каждому из них способствуют разные психологические явления.

Понятие и виды коммуникативных барьеров

Коммуникативный барьер связывается с образом жизни человека, его взглядом на те или обстоятельства, характером и устремлением. На психологическое состояние влияет даже речь и стиль жизни человека. Общение, это главная точка взаимодействия в человеческом мире, и если разбирать барьеры общения в психологии, то классификация будет такой.

коммуникативные барьеры это

Понимание и восприятие:

  • эстетические барьеры — один человек не нравится другому по внешним данным;
  • социальные барьеры — социальный статус и его неравенство;
  • барьеры отрицательных эмоций — вызывают в человеке такие чувства как страх, раздражение, гнев, страдание, обиду, стыд и вину, горечь, брезгливость, презрение или отвращение;
  • стереотипные барьеры — человек дает себе психологическую установку, относится к другому человеку или компании хорошо или плохо;
  • самозащитные барьеры — уверенный в себе человек, считает себя и свое мнение правильнее, чем мнение других и если, кто-то выступает против, включается функция самозащиты.

барьеры коммуникации

Взаимодействие:

  • барьеры стиля общения — каждому человеку свойственно общаться в собственной манере, которое может быть не по душе другим;
  • этические барьеры — характер нравов и несовместимые нравы;
  • мотивационные барьеры — человека не мотивирует никакая ситуация общаться с другим;
  • технические барьеры — влияющие на навыки в общении;
  • барьеры противоположностей характерных проявлений.

Коммуникация:

  • неведение;
  • речевая стилистика;
  • невнимательное восприятие речи собеседника.

коммуникативные барьеры в психологии

Основные барьеры характеризуются так:

  1. Барьеры мучения — испытывает каждый человек и неважно на физическом или душевном уровне происходит процесс. Такие барьеры тяжело преодолеваются на них нужно время и душевные силы. Барьеры, созданные страданиями и мучениями, изменяют человеческое сознание, когда у одного человека происходит радостное событие, другой может испытывать страдания. Или другая ситуация один человек испытывает вину перед другим человеком и пытается сгладить ее при помощи поступков. Иногда человек, который страдает, становится агрессивным, это нормальное явление, человеку просто нужно время, чтоб прийти в себя.
  2. Барьеры негодования — сложный психологический процесс, происходящий внутри человека. Они могут проявиться от обид, непонимания, предвзятости и раздраженности. Человек постоянно думает о своей обиде, и она со временем становится все больше и больше, далеко не каждый умеет отпускать и принимать ситуацию. Пока человек сам не поймет несерьезность такого состояния с ним тяжело общаться, а попытки наладить общение будут вызывать негатив.
  3. Барьеры неприязни и брезгливого состояния — этот вид коммуникативного барьера вызывается неприятными манерами собеседника, отталкивающими привычками. Когда человек не соблюдает правила личной гигиены или навязывает свое общение. Например, неприятный внешне человек пытается подружиться или оказывает знаки внимания.
  4. Барьеры пренебрежения — когда человек не воспринимает всерьез другого человека, который пытается обратить на себя внимание. Пренебрежительное отношение начальства к своим коллегам из-за чувства собственной возвышенности.
  5. Панические барьеры или страх — человеку трудно преодолеть собственные страхи и боязнь, такие барьеры коммуникации находятся с человеком всю жизнь. Это страх перед начальством на работе не оправдать ожиданий, не сдать экзамены, переживания родителей за своих детей и т.д. Такой барьер создает напряжение в психологическом состоянии и способен “выбивать из колеи”.
  6. Барьеры стыдливости и проступков — стыдливость неплохое чувство в психологическом состоянии человека, не зря говорят, что, если человеку стыдно, значит еще не все потеряно. Дети испытывают чувство стыда, когда их ругают родители за какой-то проступок, или происходит ситуация, которая сейчас неуместна и человек начинает чувствовать неловкость и смущение. Стыдливость проявляется не только в моменты осуждения, но и когда неожиданно хвалят.
  7. Эмоциональные барьеры — часто встречается в повседневной жизни, когда человеку приходится общаться через силу, нет настроя на работу, гложет старая обида или долго не получается что-то сделать. Настроение человека меняется часто из-за разных эмоциональных переживаний.

виды коммуникативных барьеров

Барьер может возникнуть в результате недопонимания собеседника, это еще один вид барьера коммуникации, который делится на фонетический, семантический, стилистический и логический.

Фонетические барьеры — связаны с речевым недостатком. Человек может слишком тихо разговаривать из-за волнительного состояния, собеседник может не слышать разговор и из-за этого потерять интерес к общению или человеку очень важен материал, но поймет он его плохо и воспримет не в той мере, в которой было озвучено.

барьеры в общении это

Быстрая речевая стилистика тоже не воспринимается собеседником как нужно, чаще всего это происходит в результате чтения текста коммуникатором. Монотонность в речи, когда под разговор хочется уснуть. Съедание концовки предложений, трудно понять, о чем говорит человек, если он не четко произносит слова или в конце предложений речь затихает.

психологические барьеры в общении и их преодоление

Семантические барьеры — возникают, когда у собеседников разное мнение на одну и ту же ситуацию или слово. Происходит это из-за социального статуса, возраста, политических взглядов или культурного воспитания. Одни и те же слова могут восприниматься по-разному в зависимости от понятия смысла, поэтому, если возникает семантический барьер, лучше уточник у собеседника, что он точно имеет ввиду под своими выражениями.

Стилистические барьеры — могут разрушить нормальные коммуникативные отношения, из-за неправильно выбранной интонации в беседе. Например, если человека хвалят грубым голосом или не соблюдается субординация. Речевая стилистика должна соответствовать ситуации.

коммуникационные барьеры

Логические барьеры — логическое рассуждение одного человека может не совпадать с мнением собеседника и тогда будут возникать споры. Человеку может быть непонятно логическое мышление другого, даже, если он прав, происходит это из-за разного социального статуса или пола, у мужчин своя логика, а женщин своя.

Как устранить психологический барьер в общении

Психологические барьеры и их преодоление не всегда является возможным и даже нужным, иногда человеку нужно просто время, и он самостоятельно вернется в прежнее состояние. Чтобы разрешить конфликтную ситуацию нужно воспользоваться психологическими правилами.

виды барьеров общения

  • Когда происходит конфликт, человеком начинают управлять эмоции, и он не способен управлять действиями.
  • Не нужно навязывать собеседнику свое мнение, а прислушиваться и делать выводы. Не бывает одного единственного правильного мнение или решения проблемы, поэтому нужно размышлять над ситуацией.
  • Не оставлять конфликтную ситуацию, а искать пути решения.
  • Если человек находится в агрессивном состоянии, лучше оставить его в покое или сменить тему разговора.
  • Во всем искать положительную сторону и отпускать ситуацию.
  • Не осуждать человека и никогда не говорить “вот я бы на твоем месте”.
  • Не хвалиться перед окружающими и не указывать на свои преимущества, это отталкивает.
  • Не делить людей на “хороших” или “плохих”.
  • Если человек важен для вас, лучше согласиться с его мнением, чтобы не раздувать конфликт, тот, кто умеет во время промолчать, всегда мудрее.

стилистический барьер общения возникаетКоммуникативные барьеры и психологические столкновения – это, как правило, отрицательные эмоции, которые возникают при общении и это нормальное состояние. Эмоции, страхи и недопонимания, человеку сложно в разных ситуациях управлять собой, чтобы преодолеть барьеры нужно внимание и понимание.