Шапка

Счастливая женщина или что такое счастье

 

Сайт для Сильных, Современных, Самодостаточных Женщин,

которые не просто мечтают о счастье, но и сами идут навстречу ему

Социальная адаптация к школе первоклассника. Кризис 7 (6) лет

5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00

Социальная адаптация ребенка к школе – это процесс привыкания ребенка к новым условиям, новой среде, новым людям и правилам поведения. Перед первоклассником стоит сложная задача: установить новые контакты, подружиться с детьми, научиться взаимодействовать с учителем, выполнять новые обязанности. Кризис 6 – 7 лет приходится как раз на время начала школьной жизни, что значительно затрудняет быструю адаптацию первоклассника к школе. В этом возрасте у ребенка еще не сформирована личность, которая способна адекватно принимать  нормы поведения в школе, работать в коллективе и  легко общаться со сверстниками и учителями.  

Есть детки, которые в кризисном возрасте 6 - 7 лет очень легко осваиваются в новом коллективе.  Но есть и такие, которые делают это не так быстро и легко, предпочитая играть в одиночестве и не вступать в контакт со сверстниками.  Именно они особенно нуждаются в особом внимании со стороны учителя и их родителей. Ведь от того, какие отношения сложатся у ребенка с одноклассниками и учителями, будет зависеть очень многое в его дальнейшей  школьной жизни.

 социальная адаптация к школе первоклассника кризис 7 лет

Социальная адаптация к школе первоклассника

У ребенка должно быть четкое представление о его новых обязанностях и необходимости их выполнять, независимо от настроения и желания. Например, не бегать по классу, не вставать без разрешения учителя, не выкрикивать на уроке. Если правила не установлены, первоклассник будет сам проверять границу дозволенности методом проб и ошибок. Он  может думать так: «Сегодня я сделал это – меня не поругали, сделал вот это – тоже не остановили, а за то  дали замечание, значит, наверное, так нельзя делать…. Попробую завтра еще раз и проверю….»

При этом соблюдение новых правил не должно носить слишком  жесткий характер, чтобы не вызывать у первоклашки негативных эмоций. Одного слова  «нельзя» не достаточно, нужно обязательно объяснять, почему именно нельзя, и к каким последствиям может привести невыполнение правил.  А также следует вырабатывать мотивацию ребенка к качественному выполнению своих обязанностей, рассказывая, чего он достигнет, и «какой он будет молодец».

Для первоклассника социальная адаптация к школе проходит намного быстрее, если учитель находит индивидуальный подход к нему. Ведь во время кризиса семи лет у ребенка появляется новый статус «я – ученик», и при этом  учитель становится для него неким авторитетом.  Поэтому родителям нужно разговаривать с учителем, рассказывая какие-то важные моменты, которые тот будет учитывать при выстраивании отношений с ребенком.

Кризис 7 лет у первоклассника характеризуется болезненным отношением к себе, как личности, в целом, при получении негативных оценок каких-то отдельных действий. Если ребенка поругали за «неправильно написанный крючок», он может перенести это замечание на себя в целом и воспринять это, как «я весь плохой». Поэтому  в первом классе не ставят оценок, и родители не должны оценивать отдельно взятые поступки своего ребенка в общем ключе типа:  «Что за бестолковый у меня ребенок!». Нет, первоклассник должен понимать, что если он что-то сделал неправильно, то это не значит, что он плохой, и что его не любят.

Дети очень остро реагируют на несправедливое отношение к себе со стороны взрослых, даже если не высказывают своего недовольства и держат негативные эмоции в себе. Если ребенком часто недовольны взрослые,  успешная социальная адаптация первоклассника к школе усугубляется и замедляется.

Советы родителям детей кризиса семи лет:

  • Не ругайте ребенка за то, что он, по вашему мнению,  слишком часто созванивается со своими одноклассниками или задерживается после школы, играя с ними. Ведь так он проходит социальную адаптацию к школе, налаживая контакт со сверстниками.
  • Не запрещайте первоклашке брать с собой в школу игрушки. Ведь это «частичка его дома», с которой он не будет чувствовать себя одиноким в новой обстановке.  Не стыдите его словами «ты же уже не маленький, чтобы играть с игрушками». Он еще маленький! И он только начал взрослеть, переживая кризис 7 (6) лет!  А вы, как самый близкий человек, помогите ему повзрослеть безболезненно и поддержите своего малыша, просто объяснив, что играть с игрушками можно только на переменках. 
  • Если ваш ребенок гиперактивный и совсем не умеет концентрироваться, справляться с проблемой рассеянного внимания, не ругайте его бесконечно, а обратитесь к специалистам, чтоб те помогли вам справиться с проблемой, не сломав ребенку психику, которая и так у него совсем неустойчивая. (Читайте статью Когда ребенку нужна помощь психолога.)
  • Не перекладывайте свой жизненный опыт на ожидания ребенка. Если вы сами испытывали негатив к школе или, наоборот, обожали учиться, -  это только ваш личный опыт. И не нужно настраивать своего ребенка на чрезмерные трудности или слишком радужные представления о школе. Ведь, столкнувшись с проблемами и осознав, что он не может с ними легко справиться,  ребенок потеряет уверенность в себе. Поэтому правильнее будет просто объяснить, насколько важно получать новые знания, и что не у всех все получается сразу идеально, просто нужно преодолевать трудности, и мама в этом поможет. (Читайте про детские обиды на родителей.)
  • Если учитель рассказывает, что ваш семилетка в школе на уроках отвлекается или балуется, не наказывайте его, а попытайтесь выяснить, почему он так ведет себя, что ему не нравится и что не понятно. Объясните, как это исправить и как вести себя правильно.
  • Бывает, что в школе ребенок дисциплинированный и прилежный, а дома потом «отрывается по полной». Войдите в положение своего первоклассника и поймите, что все свои силы он тратит на то, чтобы адаптироваться к школе, сдерживая себя и контролируя. Он молодец! Просто дома он уже хочет расслабиться и «выпустить пар», надеясь на понимание домочадцев.  (Читайте также про физическую и психологическую адаптацию первоклассника.)
  • Это не значит, что нужно поощрять плохое поведение. Просто, когда ребенок грубит или дерзит, спокойно скажите: «Ты сейчас ведешь себя неправильно, но мы поговорим с тобой об этом чуть позже, когда ты будешь не раздражен, а спокоен». И поговорите обязательно, не скупясь на добрые слова. Не бойтесь «испортить ребенка», лишний раз обняв его и поцеловав. 

Кризис 7 лет – это сложный возраст, и социальная адаптация к школе у первоклассников  не всегда проходит гладко. Но любые проблемы можно преодолеть, если проявлять терпение и любовь к своему маленькому школьнику.  


Комментарии:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить