Как продать бизнес быстро предпринимателю?
Если быстро продать бизнес необходимо человеку, владеющему крупой фирмой или большим предприятием, он, несомненно, наймет специально обученных людей, которые могут ему все сделать правильно и получить при этом максимальную выгоду.
А что делать владельцам маленьких фирм и индивидуальным предпринимателям, которые не в состоянии нанимать юристов и финансистов? Ведь они рискуют допустить массу ошибок при продаже собственного бизнеса, главная из которых – существенно занизить стоимость своего дела из-за неправильно выстроенной системы продаж.
Надеемся, данная статья поможет структурировать свои разрозненные мысли и идеи тем, кто впервые столкнулся с необходимостью продать собственный бизнес быстро, но не знает, с чего начать.
Когда принимать решение о продаже?
Любое предпринимательское дело рано или поздно придет в упадок, если им не будет заниматься сильный и воодушевленный идеями процветания бизнесмен. При отсутствии такового возникает необходимость продать фирму. И зачастую это нужно сделать без промедления. Ведь если упустить момент, то довольно перспективное дело, которое сегодня можно продать за неплохие деньги, завтра может не стоить ничего.
Основные причины:
- Бизнес больше не вдохновляет и не приносит радости,
- Нет желания ездить на работу и просто заниматься этим делом,
- Бизнес отнимает слишком много времени, энергии и сил,
- Из-за занятости на работе не остается времени на увлечения, хобби, занятия с детьми,
- Страдает личная жизнь,
- Бизнес не приносит тех доходов, на которые вы рассчитываете,
- Фирма никак не может выйти на те обороты, которые потенциально возможны,
- Вам сложно поддерживать ассортимент, бороться с конкурентами, заниматься маркетингом,
- Ссоры и конфликты с другими совладельцами предприятия,
- Вы начали слишком много жаловаться на кризис и слишком сильно уставать на работе,
- У вас появилось новое дело или пока еще только идеи очень перспективного нового бизнеса…
Кому и где продать собственное дело:
Конкуренты. Это, пожалуй, самый предпочтительный сегмент покупателей готового бизнеса, т.к. не только они для вас являются конкурентами, но и вы для них. А потому, «поглощая» вас, они расширяются и завоевывают рынок. Кроме этого, они могут точно оценить реальную стоимость вашей фирмы, которая может стать их филиалом.
Однако при взаимодействии с данным типом покупателей не стоит раскрывать все свои «слабые места», наработки и ноу-хау до момента полного завершения сделки и подписания всех необходимых бумаг передачи прав собственности. Ведь вполне может случиться так, что конкуренты просто получат ценную информацию и начнут ее сами внедрять без приобретения вашего бизнеса.
Тематические порталы и форумы. Нужно выбирать именно те из них, на которых есть именно ваша целевая аудитория. Социальные сети также на сегодняшний день могут помочь вам продать бизнес быстро и достаточно легко.
СМИ и доски объявлений. Разместите информацию о продаже своего детища на сайтах объявлений, в газетах и тематических журналах, дайте объявление в блоках рекламы на радио, а если позволяют средства, то и на телевидении.
Как продать готовый бизнес быстро и правильно?
- Примите для себя окончательное решение: хотите вы продавать свой бизнес или нет. Потому что многие предприниматели настолько привязываются к собственному детищу, что психологически всячески противодействуют быстрой продаже бизнеса, пуская процесс на самотек.
- Составьте план действий и определите сроки, в течение которых вы собираетесь закрыть сделку.
- Определите свою целевую аудиторию покупателей, которых может заинтересовать ваше предприятие, и составьте список возможных покупателей. Нужно принимать во внимание тот факт, что разные инвесторы преследуют разные цели: для кого-то решающим фактором для покупки будет стабильность работы фирмы, для кого-то – высокая доходность, а для кого-то – состояние активов.
- Займитесь предпродажной подготовкой: приведите в порядок бумаги, отчетность, продлите важные контракты, сделайте аудиторскую проверку. Зачастую, потратив минимум финансовых средств и времени, можно увеличить продажную стоимость бизнеса по максимуму.
- Не поленитесь все документы разложить по папкам и файлам. Все расчеты и таблицы лучше сделать в электронном виде и распечатать, красиво оформив. Ведь, согласитесь, цифры, написанные карандашом на листочке в клеточку, выглядят не так убедительно, как те же цифры, оформленные правильно в exel, с диаграммами и статистикой предыдущих лет.
- Если у вас нет долгосрочного бизнес-плана, подкрепленного конкретными расчетами и прогнозами, то обязательно напишите хотя бы для себя нечто подобное. Это нужно для того, чтобы потом можно было с помощью дара убеждения продемонстрировать покупателю перспективы развития фирмы. Ведь многие приобретают готовый бизнес не потому, что им нравится то, что есть на сегодняшний день. А потому что они видят этот бизнес в перспективе, улучшенный и приносящий завтра больше денег, чем сегодня.
- Будьте активны в поисках. Не ждите, что, разместив единственное объявление на одном каком-то популярном сайте, вы сразу же получите сотню предложений. Используйте все возможные источники рекламы, поспрашивайте у друзей и знакомых, просмотрите все свои визитки…
- Проанализируйте объявления о продаже бизнеса других предпринимателей. Обратите внимание на то, что они пишут в своих предложениях, позвоните, представившись заинтересованным покупателем, и обратите внимание, как продавцы разговаривают. Отметьте для себя важные моменты, что заставило вас сомневаться, а что, наоборот, могло бы подтолкнуть к покупке чужого бизнеса.
- Если кто-то сначала заинтересовался, а потом отказался покупать ваше дело, не постесняйтесь спросить, что именно его отпугнуло. Это позволит исправить ошибки и отрегулировать свое коммерческое предложение, чтобы уже следующему покупателю можно было продать свой бизнес быстро и легко.